Нина Шацкая
Нина Шацкая: «музыка врачует не хуже лекарства»
Выходя к публике с сольной программой, певица Нина Шацкая вкладывает в исполнение романсов всю душу. Почему? Во-первых, она убеждена, что на любой добрый поступок мир отвечает добротой. А кроме того, Нина не раз убеждалась: музыка обладает целебными свойствами...
— Этот год для страны особый, юбилейный — 70 лет Победе в Великой Отечественной войне. Как в вашей семье отмечали 9 Мая?
— Без триумфа и пафоса. Дело в том, что наша семейная история — особая. Мой дед, мамин отец, ушел на фронт офицером, а вся семья осталась в Одессе. Вскоре немцы заняли город, и бабушка вместе с маленькими детьми должна была эвакуироваться на пароходе. Но так получилось, что на корабль тот они опоздали — он отчалил без них. Случилось так, что судно это фашисты потопили, и все пассажиры погибли. Дед, находясь далеко от дома, получил извещение, что его семьи больше нет. Конечно, он страшно горевал. Но жизнь есть жизнь — после войны дед встретил другую женщину, завел новую семью. И лишь много лет спустя выяснилось, что в силу стечения трагических обстоятельств он стал двоеженцем. Однако менять что-либо было уже поздно, он так и остался со своей новой семьей. Бабушке же пришлось «поднимать» троих детей в одиночку.
Умер дед довольно давно; я, к сожалению, его уже не застала...
Так что 9 Мая наша семья если собиралась за общим столом, то устраивала тихие посиделки. Воспоминания всегда были проникнуты бесконечной болью о тех страшных годах.
Я же в детстве хотела в этот день непременно попасть на папин концерт. Он руководил оркестром, а мама была директором дворца культуры. Праздник Победы у меня до сих пор ассоциируется с теми концертами и красочными демонстрациями...
— Вы никогда не задавались вопросом, почему в годы Великой Отечественной войны романсы звучали довольно часто, а в перестройку и в 90-е годы превратились в старомодный жанр?
— Потому что это жанр, требующий внутренней работы. А когда случилась перестройка, то у людей как будто отказали тормоза, и многие пустились во все тяжкие. Это были времена вседозволенности.
— Вы как раз в эти годы начинали свой творческий путь...
— Да, и у меня было четкое ощущение, что у людей вместо сердца образовалась дырка. Объяснение тому было, и очень простое и понятное: надо было выживать, зарабатывать деньги. Тут уж не до романса.
— Но ведь и в войну тоже надо было выживать, а романс тем не менее звучал...
— Разница в том, что на войне у людей была цель — выстоять, победить. А в перестройку у многих вдруг в одночасье возникло желание заработать состояние. И некоторые — особенно мужчины, которые занимались бизнесом, выработали строгое табу на любые душевные эмоции. Они сами себе поставили такую задачу — окаменеть.
Филармонии и театры тогда пустовали, поток желающих слушать классическую музыку заметно поредел. Зато физические удовольствия стали очень доступны; но они, к сожалению, не способствуют развитию духовных эмоций.
— А «духовные эмоции» и здоровье — вещи взаимосвязанные?
— Безусловно! Я помню, как сначала все ходили в этих ужасных малиновых пиджаках и кожаных куртках не самого лучшего образца. Но как только материальный уровень стал улучшаться, исчезли страшные пиджаки и куртки, люди стали лучше одеваться. Потом — помните? — многие потянулись в спортзалы: надо было поддерживать физическую форму, потому что выглядеть обрюзгшим, дряблым стало не то что не модно, а просто неприлично. Затем пришел черед здорового питания, поскольку народ начал понимать, что качество пищи отражается на самочувствии.
И лишь значительно позже, когда наступили времена достатка и спокойствия, люди задумались о душе, а там дырка оказалась. Поэтому все потянулись к благотворительности, к меценатству. На этой волне постепенно возродился и интерес к романсам.
— Слышал, что романсы обладают уникальными терапевтическими свойствами. Это заблуждение, наверное?
— Вовсе нет. Считается, что для профилактики склероза полезно развивать мелкую моторику — вязать, вышивать, плести из бисера. Но есть замечательный способ излечить душевные травмы, да и просто поднять себе настроение. Для этого нужно петь. Музыка врачует не хуже лекарства или, скажем, лечебной гимнастики.
Я всегда говорю на концертах: если у вас болит душа, если вы о чем-то тревожитесь — не стесняйтесь. Вспомните любимую песню или романс и напевайте. Пение, к счастью, — замечательная, мощная терапия.
— Но если говорить о вас... Бывает же, что нет настроения, а вам нужно идти на сцену — радовать зрителей.
— Ничего страшного. Как бы плохо не было, я знаю, что благодаря встрече с публикой настроение улучшится. Начинаешь петь — и появляется свет.
Вот говорят: слово — серебро, молчанье — золото. А я множество раз убеждалась в том, что слово — золото. Даже одна, казалось бы, незначительная фраза может в корне все изменить. Судьбы меняются благодаря вовремя сказанным правильным словам.
Например, мне посчастливилось быть знакомой с Александром Абдуловым. Я тогда не была еще известной певицей, пробовала, искала свой путь. Однажды он заглянул в студию рядом с «Ленкомом», где я записывала диск. Послушал мой романс «Изумруд» и буквально возмутился: «Нина, ты поешь о нем, словно это какой-то булыжник!» И еще Абдулов мне очень важный совет дал: ко всему надо относиться с иронией. А при исполнении романсов – тем более. Даже если ты поешь трагический романс, все равно нельзя рубашку на себе рвать, должна быть какая-то легкая дистанция. Я не переношу рыданий на сцене.
— Насколько я знаю, вы дружили с Еленой Образцовой. Вот уж в чьем творчестве много света...
— Дружба — слишком сильно сказано, но мы действительно были знакомы. Знакомство произошло молниеносно, причем это был порыв с ее стороны. Дело было в Петербурге, там проходил концерт, посвященный памяти Владимира Высоцкого. Меня пригласили в нем участвовать, поскольку считалось, что Высоцкий любил джаз и романсы. Организаторами были Борис Хмельницкий и Александр Панкратов-Черный. Поскольку оба они дружили с Еленой Образцовой, то пригласили оперную приму на концерт.
Была такая прекрасная, замечательная атмосфера, и я посвятила Владимиру Высоцкому романс «Гори, гори моя звезда». А потом вдруг по окончании концерта Елена Васильевна пришла ко мне за кулисы, сняла с пальца такое маленькое колечко и... подарила мне.
— Это было в юности?
— Да нет, не так давно было. Я, честно говоря, не могла поверить своему счастью: между мной и Образцовой колоссальная пропасть. Но чем-то я смогла ее тронуть, а это, конечно, дорогого стоит.
— Часто вам судьба дарит счастливые встречи?
— Вы знаете, да. Например, недавно я познакомилась с блестящим молодым исполнителем Евгением Кунгуровым. Я уверена, что у него большое будущее, поскольку природа наградила его голосом удивительной мощи и красоты. Так вот, Женя предложил выступить вместе. И наш вечер состоится в конце мая в Доме музыки. Для меня это большое удовольствие, ведь Женя не только талантлив, он еще и прекрасный человек. Пока такие люди есть в нашей профессии, за будущее романса я спокойна.
Беседовал
Виктор БОРЗЕНКО
г-та «Столетник» №10, 2015 г.
Общайтесь со мной: