Интерьер и здоровье
Интерьер и здоровье
Красиво и современно оформленные помещения радуют глаз, в них приятно находиться и жить. Почему же нас так привлекает убранство квартир известных людей прошлого? Не потому ли, что в интерьере жилища мы видим отражение личности его владельца? И каким образом сам интерьер воздействует на нашу психику, здоровье, творчество? Рассказывает врач, педагог и психолог, интерьерный дизайнер, автор развивающих тренингов и книг об энергетике взаимоотношений, дизайне, психологии интерьера и др., автор книги «Иосиф Бродский и его семья» М.Я. КЕЛЬМОВИЧ.
— Михаил Яковлевич, почему, входя в чье-то жилище, человек иногда ощущает, что ему это явно не подходит, хотя обстановка вроде бы как у всех? Или, наоборот, что он там прекрасно себя чувствует?
— На самом деле так происходит всегда. Но у людей разные уровни чувствительности и осознанности. Кто-то сразу же ориентируется на эти ощущения, другие таких «мелочей» не замечают. Но это вовсе не мелочи, а атмосфера жилого пространства, которая всегда воспринимается первой. Всего лишь мгновение, но оно говорит все об этом пространстве и о людях, которые там живут. Счастлива ли эта семья или пребывает в глубокой депрессии, бедные они или богатые, умные или глупые, о чем они думают, в каких отношениях находятся друг с другом — все это воспринимается сразу, одним общим ощущением, которое доступно любому человеку, если просто обращать на него внимание.
Поэтому выстраивать пространство надо именно с создания атмосферы, ведь должно получиться личное пространство человека! Оно сообщает своему владельцу энергию и погружает его в позитивную и «окрашенную» под него атмосферу.
Выстроить жилое пространство может профессионал — архитектор, дизайнер интерьера, если он работает творчески. Однако очень хорошие пространства часто создаются стихийно в результате работы нескольких поколений семьи. Если семья гармонична, возникает гармоничный интерьер. Он просто вырастает, как дерево. И когда попадаешь в такое пространство, там хорошо. И тем, кто в нем живет, хорошо, и тем, кто туда приходит.
— В своем эссе «Полторы комнаты» поэт Иосиф Бродский среди прочего описывает интерьер тех полутора комнат в коммуналке, где он жил с родителями вплоть до своей вынужденной эмиграции. Вы как двоюродный племянник поэта много раз бывали в этой квартире. Чем вам запомнилось жилье Бродских?
— Ведущей его темой была нищета, в которой жили тогда многие люди старшего поколения, а Бродские в особенности.
Старинная мебель и другие предметы, остававшиеся у многих еще от XIX — начала XX века или купленные по дешевке, располагались там вперемешку с какими-то современными вещами. Возможно, Бродские все-таки пытались как-то выстраивать пространство, потому что основная часть их жилища выстраивалась очень четко.
Это была симметричная композиция: в центре — стол, два окна и два буфета — огромные, соборообразные, трех с половиной метров высотой, из черного лакированного дуба. Эти резные двухэтажные буфеты принадлежали той же эпохе (рубеж XIX-XX веков), что и само здание.
И вся мебель Бродских, массивная и перегруженная завитками, перекликалась со штукатурной лепкой на фасаде дома Мурузи, где они жили, или выступавшими на стенах изнутри пилястрами и панно.
Эти вещи как бы притянулись к архитектуре дома. Стол, оранжевый абажур и два буфета образовывали мощную симметричную композицию, которая держала пространство. Отчасти нарушала этот порядок только знаменитая огромная резная кровать родителей.
— Можно ли сказать, что основу интерьера квартиры Бродских составляли старинные вещи?
— Нет, это скорее была характерная для того времени эклектика из ампира, модерна и немногих современных вещей. На нее накладывалась сумасшедшая архитектура дома Мурузи — арки, покрытые лепниной, окна в каком-то мавританском стиле и т.д. А еще в интерьере было использовано множество предметов, которые Александр Иванович, отец Иосифа, привез из Японии и Китая. Там стояли японские куклы, которых в те годы, возможно, ни у кого больше не было, какие-то пробковые панно из Китая, висели сушеные рыбы, морские звезды, стояли макеты подводной лодки и какого-то корабля и т.д. Висело также несколько фоторабот Александра Ивановича. В целом образовалось некое романтическое пространство. Со стороны архитектуры оно было мощно организовано крупными предметами, при этом окрашено духом старины, духом модерна, а еще Востоком. Всякий раз, входя туда, я испытывал необычное ощущение, потому что пространство там работало: оно формировало характер, задавало тон, пробуждало дух романтики... На Иосифа оно тоже наложило свой отпечаток.
— Почему Иосиф Бродский пишет о своих десяти квадратных метрах площади, что это были «лучшие десять метров, которые я когда-либо знал»?
— Это было его личное пространство, предназначенное обеспечивать ему максимальное уединение. С комнатой родителей оно соединялось двумя арками, закрыть которые полностью семья боялась, поскольку ордер у них был лишь на полторы, а не на две комнаты, и Иосиф отгородил свою «половину» шкафами и книжными полками. Но был еще выход в коридор через «темный закуток», в котором помещалась фотолаборатория Александра Ивановича. От нее 10-метровый квадратик Иосифа отделялся тремя шкафами, и входили к нему через средний шкаф, с которого была снята задняя стенка.
Таким образом, у И. Бродского было его личное маленькое квадратное пространство, очень необычное. Оно включало огромное арочное окно и еще одну арку с лепниной — бывший дверной проем к соседям в другую комнату. Из предметов — старинный письменный стол, кровать, полки с книгами, китайские безделушки, несколько старинных вещей. Еще там висело множество портретов и фотографий любимых поэтов и писателей, а на верхней полке стояла огромная батарея красивых пустых бутылок от заграничного алкоголя, который в СССР не продавался. Это было очень колоритное, необычное пространство.
Бродский, как любой творческий человек, сделал свое пространство похожим на себя. Его личное пространство отражало его самого, а потом его же и подпитывало.
— Каковы главные требования к жилому пространству с точки зрения здоровья?
— В основе выстраивания пространства должно лежать не самовыражение архитектора или дизайнера, не стремление создать объект искусства, а соблюдение законов гармонии. Законы гармонии — это закон природы, его никто не отменял. Тот, кто отрицает законы гармонии, будет болеть физическими и психическими болезнями, ему будет плохо в негармоничном пространстве. Если нет гармонии, нет равновесия, то откуда возьмется здоровье? Откуда возьмется энергия? Да ниоткуда, ее просто не будет. Гармония — это суть всего. Если человек гармоничен, то он здоров, ясно мыслит, глубоко переживает. И точно так же пространство. Если оно построено по законам гармонии, равновесия, то оно обязательно будет красивым, привлекательным, удобным, у него будет замечательная атмосфера.
В зависимости от качеств жилого пространства, интерьера ты будешь более или менее успешным и здоровым, построишь гармоничные или негармоничные отношения. А критерий здесь очень простой: хорошо ли тебе в данном интерьере или плохо. Это надо просто заметить, отдать себе отчет.
— Может ли интерьер лечить?
— Безусловно. Я считаю, что построение и использование гармоничного пространства позволяет человеку даже проводить терапию интерьером, подкорректировать себя, исправить свои какие-то проблемные ситуации.
Например, такое качество пространства, как симметрия. Если мы построим в интерьере симметричную композицию, то это статичное, инертное, малоподвижное пространство будет реально стабилизировать и уравновешивать невротичного, неуравновешенного человека. Особенно вечером, когда он прибежит весь издерганный, войдет в это пространство — и начнет успокаиваться.
И наоборот, если человек флегматичный, инертный, заторможенный, то для него нужно создавать асимметричное пространство — динамичное, подвижное и стимулирующее к движению.
Конечно, здесь нужен профессионал, потому что люди склонны всегда создавать себе отражающий интерьер, то есть делают, по сути, свой портрет. А иногда надо делать компенсирующий интерьер, чтобы можно было себя лечить и корректировать какие-то проблемы.
— Много ли предметов должно стоять в комнате?
— Кому-то нужна пустая комната, кому-то заполненная. Сложность в том, что когда интерьер создает себе любитель, он обычно думает о предметах, занимающих пространство, но не о пустом пространстве. А живем мы как раз в пустом пространстве и должны о нем очень тщательно заботиться. Его должно быть много.
— Как правильно освещать жилище?
— Главное, чтобы освещение было достаточным, особенно в наших северных широтах, где света очень мало в течение года. Поэтому окна в светлое время суток должны быть максимально открыты. А при искусственном освещении надо стремиться, чтобы общий свет не был тусклым: тусклое зимнее освещение усугубляет депрессивные моменты. И всегда выбирайте теплый (желтоватый) свет.
Функционально и психологически освещение бывает разное: общее, местное функциональное и чисто эстетическое, декоративное. Надо умело их комбинировать, ведь создает пространство именно свет. Мы расставили вещи, потом включаем свет — и он прорисовывает нам пространство. Общий свет создает его целиком, а функциональный выделяет какие-то объемы, освещает, скажем, рабочий стол, или обеденный, или кухонный «фронт». С другой стороны, этот местный функциональный свет оказывает определенное психологическое влияние, создает уют, атмосферу. Например, вы садитесь в кресло, включаете торшер, и у вас получается световая пещерка, где хорошо, приятно, уютно, а все остальное тонет в полумраке. Декоративный свет, скажем, цветные лампочки, может создать атмосферу праздника, подсветить картину и т.д.
— Что вы можете сказать о цветовом решении квартиры, комнаты? К чему стремиться?
— Цвет — один из самых мощных факторов, влияющих на психику и физическое состояние человека. Для северных широт нужны теплые цвета и оттенки, потому что у нас серое небо, холодно, зимой лежит снег, и мы испытываем цветовой голод, вызывающий депрессивное состояние. Поэтому зимой надо создавать дополнительные цветовые пятна.
И еще один важный момент. Очень характерная ошибка непрофессионалов — выбирать цвет обоев по маленькому кусочку, не представляя, что визуальная масса будет потом гораздо больше — четыре стены. Поэтому цвет должен быть намного бледнее, чем на маленьком кусочке, особенно если выбираются активные цвета: красный, желтый, оранжевый, фиолетовый. Выполнив все пространство своей комнаты ярким, интенсивным, насыщенным цветом, человек может серьезно пострадать и потом удивляться, почему он болеет. А ведь цвет может быть методом психотерапии, даже просто терапии! Цветотерапевты умеют подобрать такую композицию цветов, которая сможет компенсировать определенные проблемы пациента.
Беседовал Александр Герц
г-та «Лечебные письма» №15, 2015 г.
Общайтесь со мной: