«Скорую» вызывали?
«Скорую» вызывали?
В службу скорой медицинской помощи хоть раз, но обращался практически каждый человек. Однако далеко не всем известны обязанности и возможности медицинского персонала этого подразделения здравоохранения.
Прояснить ситуацию согласился главный врач Московской станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С.Пучкова, заслуженный врач РФ, врач высшей категории Валерий Васильевич ФЕТИСОВ.
— Валерий Васильевич, существуют ли единые для всех субъектов РФ законодательные правила, регламентирующие работу служб скорой медицинской помощи, или в каждом регионе действуют свои нормативы?
— Скажу сразу: никакой местной «самодеятельности» в организации работы даже небольшой по численности персонала службы скорой медицинской помощи не допускается. Все мы, работники этого подразделения здравоохранения, трудимся на станциях, деятельность которых структурирована согласно общероссийским нормам и правилам. Они отражены в Конституции РФ (ст. 41) и федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Также работа любой станции скорой медицинской помощи регулируется специальными приказами Минздрава и Минздравсоцразвития РФ.
— Оговариваются ли в столь серьезных документах нормативы, касающиеся времени приезда бригады скорой помощи к месту ее вызова?
— Да. И вполне точно. Согласно приказу МЗСР РФ предусмотрено формирование зон оперативной ответственности подстанций с учетом 25-минутного прибытия бригады скорой медицинской помощи.
— Не секрет, что в разных регионах России технически службы скорой медицинской помощи оснащены по-разному. При этом все равняются на столицу. Что же нового появилось в работе московской «скорой»?
— С 2006 года служба московской скорой медицинской помощи оснащена автоматизированной навигационно-диспетчерской системой управления. Она позволяет визуализировать реальное местонахождение бригад медиков на карте города и обеспечить передачу экстренного вызова той бригаде скорой помощи, которая в данный момент ближе других находится к месту вызова.
Наряду с этим в практику работы выездных бригад внедрены новые медицинские технологии. В частности, теперь медики московской «скорой» проводят тромболитическую терапию при инфаркте миокарда, внутрикостное введение лекарственных средств, небулайзерную терапию, которая является одним из наиболее эффективных видов лечения бронхолегочных заболеваний. В 2011 г. завершилось полное переоснащение этими технологичными видами терапии столичных бригад скорой помощи, а в 2012 г. была воссоздана служба неотложной медицинской помощи при городских поликлиниках.
— А какие специализированные бригады медиков работают на «скорой»?
— В Москве в формате «скорой» работают все типы специализированных бригад медиков. Это реанимационные, педиатрические, неврологические, кардиологические, токсикологические, травматологические, акушерско-гинекологические, психиатрические, бригады для оказания медицинской помощи при ДТП, нейрохирургические, инфекционные. При этом машины «скорой» оснащены и имеют все необходимое для экстренной диагностики и оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе. Сегодня в их в арсенале — электрокардиографы, электроимпульсные дефибрилляторы, наркозно-дыха-тельная аппаратура, средства иммобилизации, глюкометры, перевязочные средства, необходимый набор лекарств и средств для их введения. Кроме того, персонал медицинских бригад снабжен специальными мобильными абонентскими комплексами, которые оснащены модулями спутниковой навигации.
— Порой вместо врача на «скорой» приезжает фельдшер. Это дозволительная практика?
— Фельдшер (специалист со средним медицинским образованием) имеет право проводить диагностику и лечение. Поэтому в службе скорой помощи фельдшер может работать как под руководством врача в составе врачебной линейной или специализированной бригады, так и самостоятельно. При этом все работники со средним медицинским образованием, работающие на станциях скорой помощи, должны иметь соответствующий сертификат специалиста скорой медицинской помощи. В Москве это условие соблюдается очень строго.
— В каких случаях надо немедленно вызывать карету «скорой»?
— «Скорую» надо немедленно вызывать при потере сознания, нарушении дыхания, при тяжелых травмах, обильных кровотечениях, параличе, сильных болях за грудиной или в области сердца, нарушениях сердечного ритма, при некупирующихся приступах бронхиальной астмы, болях в животе, отравлениях химическими веществами, обширных ожогах. Но список перечисленных симптомов не является закрытым. Мой вам совет: при любом нарушении здоровья или травме свяжитесь с диспетчерской службой скорой помощи и расскажите о возникшей проблеме. Квалифицированный персонал решит, есть ли необходимость в направлении бригады медиков. При этом в любом случае каждый обратившийся по телефону получит профессиональную медицинскую консультацию.
— Не изменился ли телефонный набор для вызова скорой помощи?
— Номером телефона вызова скорой медицинской помощи (единым для всей страны) по-прежнему является «03». С мобильного телефона, даже при отсутствии у него SIM-карты, для вызова «скорой» следует набрать номер «112» с последующим набором цифры «3».
— Нужно ли предоставлять какие-то документы приехавшим по вызову медикам «скорой»?
— Нет. Пациент не обязан предоставлять бригаде «скорой» каких-либо документов. В том числе паспорт или полис медицинского страхования. Тем не менее для правильной записи в карте вызова редких фамилий, имен или отчеств целесообразно предъявить какой-либо документ. Также следует ознакомить работника скорой помощи с теми медицинскими документами, которые имеются в наличии. Например, с амбулаторной картой, выписным эпикризом, электрокардиограммами, результатами анализов и т.д. Это поможет бригаде «скорой» более точно поставить диагноз, провести лечение и определить дальнейший план тактических действий.
— Были случаи, когда заявку на вызов «скорой» не принимали, так как по телефону звонил ребенок или человек, находящийся в нетрезвом состоянии. Правомерно ли это?
— Прием вызовов осуществляется диспетчером оперативного отдела с использованием специального алгоритма опроса, позволяющего конкретизировать повод к вызову и выбрать предпочтительный тип бригады для выполнения принятого вызова. Решение диспетчерской службы о направлении к пациенту медицинской бригады основывается на сведениях, полученных при опросе вызывающего. Иные обстоятельства, в том числе возраст вызывающего, особенности его голоса и речи для принятия данного решения значения не имеют.
— Что делать, если персонал «скорой», прибывшей по вызову, требует плату за свою работу и есть ли официальный перечень платных услуг государственной «скорой»?
— Вымогательство денег медицинской бригадой «скорой» на месте вызова абсолютно противозаконно. Для пресечения таких действий следует немедленно позвонить по телефону «03» или дежурному администратору станции и пожаловаться. Что касается платных медицинских услуг, то они действительно существуют. Хотя и весьма ограниченные.
Так, бригады платного отделения Станции скорой и неотложной медицинской помощи осуществляют транспортировку нуждающихся в медицинском сопровождении больных и пострадавших в больницу, стационар, поликлинику или медицинский центр как для госпитализации, так и для проведения необходимых процедур. При необходимости доставят пациента домой, на вокзал, в аэропорт. Платные услуги предоставляются только после заключения договора между Заказчиком и Станцией и предварительной оплаты Заказчиком.
Беседовала
Марина МАСЛЯЕВА
г-та «Столетник» №20, 2013 г.
Общайтесь со мной: