Осторожно: супермаркет
Осторожно: супермаркет!
Великий писатель Антон Павлович Чехов как-то сказал: «Встав из-за стола голодным - вы наелись; если вы встаете, наевшись — вы переели; если встаете, переевши — вы отравились». А какую картину мы нередко наблюдаем сегодня? Полные пакеты порой совершенно ненужных, а часто даже вредных продуктов выносят из магазинов даже умудренные опытом хозяйки. В чем причина того, что, оказавшись в торговом зале супермаркета, мы теряем над собой контроль, кидая в свою корзину чуть ли не все подряд, забывая и о диете, и о грозящем ожирении? Как же избежать подобного безрассудства?
Найдите свою зону
Знакомо ли вам такое понятие, как мерчендайзинг (в переводе с английского — искусство продавать)? Нет? А вот представители торговли не только изучили его методы, но и с успехом стали применять их на практике. Чтобы не попадаться в умело расставленные сети торговых работников, надо и нам, покупателям, знать хотя бы основные правила торговой «игры».
Оказывается, все торговые площади магазинов обязательно зонируются. При этом так называемые зоны «быстрых» денег», т.е. те, где располагаются самые востребованные и, как правило, наиболее дешевые товары, размещают в местах, отдаленных от входа в магазин. Для чего? Да для того, чтобы посетитель, пробираясь к желанному стеллажу с хлебом или кефиром, продефилировал мимо полок с разными дорогостоящими деликатесами. А продефилировав, соблазнился да и положил что-нибудь из увиденного себе в корзину. И, как показывает практика, такой расчет практически никогда не подводит знатоков торгового дела.
Притягательность многих зон супермаркетов, где разложены дорогие продукты питания, усиливают аппетитными ароматами копченостей, горячей выпечки, свежезаваренного кофе и т.п. При этом все чаще в качестве возбуждающей аппетит пахучей приманки становятся не только сами продукты питания, но и ароматизаторы, в том числе и искусственные.
Многие маркетологи советуют дополнять различные торговые зоны звуковым оформлением. Так, в магазинах, где следуют этим рекомендациям, в отдел птицы покупателей приглашают звонкие петушиные трели, а в молочный отдел — протяжное мычание коров.
Но, как бы креативные торговые работники не «обыгрывали» свой торговый зал, в нем обязательно присутствуют не только «горячие» зоны, где торговля идет бойко, но и «холодные». Для их активизации проводятся разнообразные промоушен-акции с дегустациями, розыгрышами призов, раздачей купонов на скидку, чтобы вы попробовали кусочек колбаски или сыра и сразу купили целую упаковку.
Не забывайте о выкладке
Еще одним способом «раскрутки» покупателя является правильная, с точки зрения повышения сбыта, выкладка товаров. Например, в некоторых магазинах сразу у входа в торговую точку выкладывают наиболее дешевую продукцию. Покупатели, обрадовавшись удачному выбору магазина «низких цен», с азартом игроков углубляются в торговое пространство, где выложены продукты со все нарастающей дороговизной.
Многие торговые работники используют в своих магазинах так называемую «чересполосицу», т.е. выкладку товаров, чередующую дешевую и дорогую продукцию. Такое денежное ассорти также способно усыпить бдительность покупателя и вместе с недорогими товарами побудить их прихватить и дорогостоящие.
Хорошо работает на руку представителям торговли и комплексная выкладка. Когда, например, рядом с бутылками шампанского размещают наиболее подходящую для него закуску. Такой «ход» стимулирует к покупке сопутствующих товаров.
Не забывают представители торговли и о «паровозике». Именно так называется выкладка нового, еще не известного товара рядом с уже хорошо «раскрученной» продукцией. Этот маркетинговый прием так эффективно зарекомендовал себя, что был взят на вооружение политтехнологами. Они, продвигая своих подопечных на властный олимп, выстраивают предвыборные списки так, чтобы их обязательно возглавляли популярные политические «тяжеловесы.
Декоративная выкладка нередко нацелена на то, чтобы подсказать хозяйке, как хорошо можно сервировать стол с помощью продуктов, предлагаемых в торговой точке, а, следовательно, подтолкнуть ее к их приобретению.
Набрали полную корзину нужных или не очень нужных товаров и, наконец, добрались до кассы? Поздравляем! Однако и здесь нельзя расслабляться. Ведь именно у кассового аппарата располагаются дисплеи с товарами импульсной покупки, которые приобретают по принципу «увидел — купил, не увидел — забыл». К ним относится такая «мелочевка», как шоколадные батончики, пакетики с кофе и какао... И все из-за маленькой расфасовки соблазнительно дешевое. Что-то из представленных у кассы товаров вам действительно нужно? Тогда — берите! Но перед тем как взять, вспомните, полезен ли вам этот продукт.
Не попадайтесь на рекламные крючки
Конечно, рядовые работники торговли только начинают осваивать приемы мерчендайзинга. Основными же его «двигателями» являются профессиональные мерчендайзеры, которые не только помогают правильно размещать товар в торговом зале, но и снабжают его различными рекламными POS-материалами (аббревиатура от английских слов point of sale — точка продажи). Они сообщают о достоинствах товаров, указывают, где именно в торговом зале можно приобрести конкретный продукт, и, конечно, заманивают скидками.
Кстати, о скидках. Бытует мнение, что продавцы сбрасывают цены на просроченный товар. В большинстве случаев это не так. Главная цель «скидочных» акций — заманить покупателя на дешевый товар, а там, глядишь, он и дорогой прикупит. Что же касается срока годности, то тут, безусловно, тоже надо быть внимательными.
Простые советыОтправляясь в продовольственный магазин:
|
Марина МАСЛЯЕВА
г-та «Столетник» №18, 2014 г.
Общайтесь со мной: