Интерьер и здоровье

Опубликовал admin - Последнее обновление: Суббота, Август 8, 2015 - Сохранить & Добавить - Нет комментариев

Интерьер и здоровье

Интерьер и здоровье

Красиво и современно оформленные помещения радуют глаз, в них приятно находиться и жить. Почему же нас так привлекает убранство квартир известных людей прошлого? Не потому ли, что в интерьере жилища мы видим отражение личности его владельца? И каким образом сам интерьер воздействует на нашу психику, здоровье, творчество? Рассказывает врач, педагог и психолог, интерьерный дизайнер, автор развивающих тренингов и книг об энергетике взаимоотношений, дизайне, психологии интерьера и др., автор книги «Иосиф Бродский и его семья» М.Я. КЕЛЬМОВИЧ.

интерьерный дизайнер

— Михаил Яковлевич, почему, входя в чье-то жилище, человек иногда ощущает, что ему это явно не подходит, хотя обстановка вроде бы как у всех? Или, наоборот, что он там прекрасно себя чувствует?

— На самом деле так происходит всегда. Но у людей разные уровни чувствительности и осознанности. Кто-то сразу же ориентируется на эти ощущения, другие таких «мелочей» не замечают. Но это вовсе не мелочи, а атмосфера жилого пространства, которая всегда воспринимается первой. Всего лишь мгновение, но оно говорит все об этом пространстве и о людях, которые там живут. Счастлива ли эта семья или пребывает в глубокой депрессии, бедные они или богатые, умные или глупые, о чем они думают, в каких отношениях находятся друг с другом — все это воспринимается сразу, одним общим ощущением, которое доступно любому человеку, если просто обращать на него внимание.

Поэтому выстраивать пространство надо именно с создания атмосферы, ведь должно получиться личное пространство человека! Оно сообщает своему владельцу энергию и погружает его в позитивную и «окрашенную» под него атмосферу.

Выстроить жилое пространство может профессионал — архитектор, дизайнер интерьера, если он работает творчески. Однако очень хорошие пространства часто создаются стихийно в результате работы нескольких поколений семьи. Если семья гармонична, возникает гармоничный интерьер. Он просто вырастает, как дерево. И когда попадаешь в такое пространство, там хорошо. И тем, кто в нем живет, хорошо, и тем, кто туда приходит.

В своем эссе «Полторы комнаты» поэт Иосиф Бродский среди прочего описывает интерьер тех полутора комнат в коммуналке, где он жил с родителями вплоть до своей вынужденной эмиграции. Вы как двоюродный племянник поэта много раз бывали в этой квартире. Чем вам запомнилось жилье Бродских?

Ведущей его темой была нищета, в которой жили тогда многие люди старшего поколения, а Бродские в особенности.

Старинная мебель и другие предметы, остававшиеся у многих еще от XIX — начала XX века или купленные по дешевке, располагались там вперемешку с какими-то современными вещами. Возможно, Бродские все-таки пытались как-то выстраивать пространство, потому что основная часть их жилища выстраивалась очень четко.

Это была симметричная композиция: в центре — стол, два окна и два буфета — огромные, соборообразные, трех с половиной метров высотой, из черного лакированного дуба. Эти резные двухэтажные буфеты принадлежали той же эпохе (рубеж XIX-XX веков), что и само здание.

И вся мебель Бродских, массивная и перегруженная завитками, перекликалась со штукатурной лепкой на фасаде дома Мурузи, где они жили, или выступавшими на стенах изнутри пилястрами и панно.

Эти вещи как бы притянулись к архитектуре дома. Стол, оранжевый абажур и два буфета образовывали мощную симметричную композицию, которая держала пространство. Отчасти нарушала этот порядок только знаменитая огромная резная кровать родителей.

Можно ли сказать, что основу интерьера квартиры Бродских составляли старинные вещи?

Нет, это скорее была характерная для того времени эклектика из ампира, модерна и немногих современных вещей. На нее накладывалась сумасшедшая архитектура дома Мурузи — арки, покрытые лепниной, окна в каком-то мавританском стиле и т.д. А еще в интерьере было использовано множество предметов, которые Александр Иванович, отец Иосифа, привез из Японии и Китая. Там стояли японские куклы, которых в те годы, возможно, ни у кого больше не было, какие-то пробковые панно из Китая, висели сушеные рыбы, морские звезды, стояли макеты подводной лодки и какого-то корабля и т.д. Висело также несколько фоторабот Александра Ивановича. В целом образовалось некое романтическое пространство. Со стороны архитектуры оно было мощно организовано крупными предметами, при этом окрашено духом старины, духом модерна, а еще Востоком. Всякий раз, входя туда, я испытывал необычное ощущение, потому что пространство там работало: оно формировало характер, задавало тон, пробуждало дух романтики... На Иосифа оно тоже наложило свой отпечаток.

Почему Иосиф Бродский пишет о своих десяти квадратных метрах площади, что это были «лучшие десять метров, которые я когда-либо знал»?

— Это было его личное пространство, предназначенное обеспечивать ему максимальное уединение. С комнатой родителей оно соединялось двумя арками, закрыть которые полностью семья боялась, поскольку ордер у них был лишь на полторы, а не на две комнаты, и Иосиф отгородил свою «половину» шкафами и книжными полками. Но был еще выход в коридор через «темный закуток», в котором помещалась фотолаборатория Александра Ивановича. От нее 10-метровый квадратик Иосифа отделялся тремя шкафами, и входили к нему через средний шкаф, с которого была снята задняя стенка.

Таким образом, у И. Бродского было его личное маленькое квадратное пространство, очень необычное. Оно включало огромное арочное окно и еще одну арку с лепниной — бывший дверной проем к соседям в другую комнату. Из предметов — старинный письменный стол, кровать, полки с книгами, китайские безделушки, несколько старинных вещей. Еще там висело множество портретов и фотографий любимых поэтов и писателей, а на верхней полке стояла огромная батарея красивых пустых бутылок от заграничного алкоголя, который в СССР не продавался. Это было очень колоритное, необычное пространство.

Бродский, как любой творческий человек, сделал свое пространство похожим на себя. Его личное пространство отражало его самого, а потом его же и подпитывало.

Каковы главные требования к жилому пространству с точки зрения здоровья?

В основе выстраивания пространства должно лежать не самовыражение архитектора или дизайнера, не стремление создать объект искусства, а соблюдение законов гармонии. Законы гармонии — это закон природы, его никто не отменял. Тот, кто отрицает законы гармонии, будет болеть физическими и психическими болезнями, ему будет плохо в негармоничном пространстве. Если нет гармонии, нет равновесия, то откуда возьмется здоровье? Откуда возьмется энергия? Да ниоткуда, ее просто не будет. Гармония — это суть всего. Если человек гармоничен, то он здоров, ясно мыслит, глубоко переживает. И точно так же пространство. Если оно построено по законам гармонии, равновесия, то оно обязательно будет красивым, привлекательным, удобным, у него будет замечательная атмосфера.

В зависимости от качеств жилого пространства, интерьера ты будешь более или менее успешным и здоровым, построишь гармоничные или негармоничные отношения. А критерий здесь очень простой: хорошо ли тебе в данном интерьере или плохо. Это надо просто заметить, отдать себе отчет.

Может ли интерьер лечить?

— Безусловно. Я считаю, что построение и использование гармоничного пространства позволяет человеку даже проводить терапию интерьером, подкорректировать себя, исправить свои какие-то проблемные ситуации.

Например, такое качество пространства, как симметрия. Если мы построим в интерьере симметричную композицию, то это статичное, инертное, малоподвижное пространство будет реально стабилизировать и уравновешивать невротичного, неуравновешенного человека. Особенно вечером, когда он прибежит весь издерганный, войдет в это пространство — и начнет успокаиваться.

И наоборот, если человек флегматичный, инертный, заторможенный, то для него нужно создавать асимметричное пространство — динамичное, подвижное и стимулирующее к движению.

Конечно, здесь нужен профессионал, потому что люди склонны всегда создавать себе отражающий интерьер, то есть делают, по сути, свой портрет. А иногда надо делать компенсирующий интерьер, чтобы можно было себя лечить и корректировать какие-то проблемы.

Много ли предметов должно стоять в комнате?

— Кому-то нужна пустая комната, кому-то заполненная. Сложность в том, что когда интерьер создает себе любитель, он обычно думает о предметах, занимающих пространство, но не о пустом пространстве. А живем мы как раз в пустом пространстве и должны о нем очень тщательно заботиться. Его должно быть много.

Как правильно освещать жилище?

— Главное, чтобы освещение было достаточным, особенно в наших северных широтах, где света очень мало в течение года. Поэтому окна в светлое время суток должны быть максимально открыты. А при искусственном освещении надо стремиться, чтобы общий свет не был тусклым: тусклое зимнее освещение усугубляет депрессивные моменты. И всегда выбирайте теплый (желтоватый) свет.

Функционально и психологически освещение бывает разное: общее, местное функциональное и чисто эстетическое, декоративное. Надо умело их комбинировать, ведь создает пространство именно свет. Мы расставили вещи, потом включаем свет — и он прорисовывает нам пространство. Общий свет создает его целиком, а функциональный выделяет какие-то объемы, освещает, скажем, рабочий стол, или обеденный, или кухонный «фронт». С другой стороны, этот местный функциональный свет оказывает определенное психологическое влияние, создает уют, атмосферу. Например, вы садитесь в кресло, включаете торшер, и у вас получается световая пещерка, где хорошо, приятно, уютно, а все остальное тонет в полумраке. Декоративный свет, скажем, цветные лампочки, может создать атмосферу праздника, подсветить картину и т.д.

Что вы можете сказать о цветовом решении квартиры, комнаты? К чему стремиться?

— Цвет — один из самых мощных факторов, влияющих на психику и физическое состояние человека. Для северных широт нужны теплые цвета и оттенки, потому что у нас серое небо, холодно, зимой лежит снег, и мы испытываем цветовой голод, вызывающий депрессивное состояние. Поэтому зимой надо создавать дополнительные цветовые пятна.

И еще один важный момент. Очень характерная ошибка непрофессионалов — выбирать цвет обоев по маленькому кусочку, не представляя, что визуальная масса будет потом гораздо больше — четыре стены. Поэтому цвет должен быть намного бледнее, чем на маленьком кусочке, особенно если выбираются активные цвета: красный, желтый, оранжевый, фиолетовый. Выполнив все пространство своей комнаты ярким, интенсивным, насыщенным цветом, человек может серьезно пострадать и потом удивляться, почему он болеет. А ведь цвет может быть методом психотерапии, даже просто терапии! Цветотерапевты умеют подобрать такую композицию цветов, которая сможет компенсировать определенные проблемы пациента.

Беседовал Александр Герц
г-та «Лечебные письма» №15, 2015 г.

Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong

Понравилась статья? Расскажите друзьям:

Общайтесь со мной:

Рубрики Психология • Метки: , Наверх

Оставить комментарий