О целителях и знахарях

Опубликовал admin - Последнее обновление: Понедельник, Октябрь 9, 2017 - Сохранить & Добавить - Нет комментариев

Сказ о целителях и знахарях (Часть 1)

Страницы Владимира Огаркова

о целителях и знахарях

На центральных телеканалах развернулась дискуссия о целителях, знахарях и прочих врачевателях... А на самом-то деле все эти передачи, скорее, о жуликах и шарлатанах, а вовсе не о настоящих целителях. Так как я всю свою сознательную жизнь занимаюсь изучением народной и нетрадиционной медицины, то решил три ближайших номера «Столетника» посвятить этим направлениям.

врач-фитотерапевт, гомеопат

Этот цикл статей я посвящаю светлой памяти известной воронежской травницы Анны Никаноровны Лимоновой. Прошло уже семь лет, как она ушла из жизни, а мне все не верится, что нет моей дорогой Никаноровны. Вот и сейчас я вспоминаю нашу первую встречу, которая произошла почти тридцать лет назад...

В гости к травнице

...Тогда для лечения девочки, получившей химический ожог глаз, мне понадобилась довольно редкая травка — очанка лекарственная. Один из коллег посоветовал: «Ты постарайся на рынке, где торгуют травами, отыскать Анну Никаноровну Лимонову. Анна Никаноровна по воскресным дням привозит заказанные ей сборы из лекарственных трав».

Ждать до выходных у меня не было времени. И я решил ехать в Никоново, где проживала Анна Никаноровна. На следующий день утром я уже был на вокзале и на ближайшей электричке отправился в путь. За раздумьями о предстоящей встрече я незаметно добрался до станции Орлово, от которой мне нужно было пройти пешком еще километра полтора до села Никоново. Вначале дорожка шла вдоль посадки, а затем круто сворачивала на луг. За лугом, густо заросшим разнотравьем, виднелся небольшой, заросший камышом и кувшинками пруд. Преодолев плотину, я очутился на противоположной стороне и стал подниматься на бугор, на край которого и выходил приусадебный участок Анны Никаноровны.

Участок представлял удивительное зрелище. Между плодовыми деревьями были высажены редкие лекарственные растения, не произрастающие на территории Воронежской области. Пройдя через сад ближе к дому, я увидел худенькую, небольшого роста, подвижную, несмотря на возраст, женщину — это была Никаноровна. Мы поздоровались, и я объяснил ей цель моего приезда. Анна Никаноровна сходила в дом и принесла три пучка очанки и написанную удивительно ровным и красивым почерком рекомендацию по ее использованию.

Затем Анна Никаноровна пригласила меня попить чайку. Мы сидели в маленьком уютном домике и пили вкусный, настоянный на редких травах чай. Во время нашей беседы разговор зашел о знахарстве.

Разговор за чаем

— Анна Никаноровна, а не могли бы вы рассказать, что вы думаете о знахарстве и его роли в народной медицине? От знакомых я слышал, что вы не очень-то любите это слово и всегда поправляете людей, которые называют вас знахаркой.

— Да, это правда. В пятилетнем возрасте я осталась без глаза. А дело было так. Когда мне было около года, в мой глаз случайно попало пшенное зернышко. К вечеру глаз сильно покраснел, и меня потащили к бабке-знахарке. Как рассказывала мама, знахарка, пытаясь удалить инородное тело из глаза, стала выворачивать веко на кольцо, но лишь занесла инфекцию. Началось сильное воспаление, которое привело к полной утрате зрения правым глазом. А в 5 лет мне глаз совсем удалили. Утрата глаза и причастность к этому «знахарства» оставили в моем сознании, мягко говоря, неприятное чувство. После этого я еще долгое время испытывала неприязнь к разным ведуньям, шептухам, ворожеям. Но однажды я задумалась: а почему народ в трудную минуту идет к знахарям? Наверное, если бы люди от них не получали бы пользы, то этот промысел давно бы заглох сам по себе. И я начала изучать этот вопрос не только по книгам, но и непосредственно встречаясь со знахарями.

Большинство знахарей свои знания тщательно скрывают от непосвященных, и узнать от них что-либо об их промысле бывает очень трудно. Мне приходилось идти на всякие уловки, чтобы выведать их секреты. Были, правда, среди них и те, которые охотно делились своими знаниями. Чаще всего это были травознаи.

— Анна Никаноровна, так все же, кто такие знахари?

— Знахари — это прежде всего специалисты по части заговоров. Хотя знание заговоров довольно распространено и среди простого народа. Как правило, такими знаниями обладают опытные и достаточно пожившие на свете люди, не носящие громкого звания знахарь. Например, как я, — улыбнувшись, сказала она. — Однако «репертуаром» заговоров на все случаи жизни и умением разобраться в применении их к более сложным заболеваниям владеют только настоящие знахари и знахарки. Или, как их называли в старину, бабы-угадки, лечейки, ведуньи, шептухи и ворожеи.

Вообще-то редко когда один знахарь обладает заговорами от всех болезней. Чаще всего знахарем избирается какая-нибудь одна специализация, благодаря которой он становится особенно известным в округе. Одни из них превосходно заговаривают зубы и головную боль, другие — кровь, третьи — порчу и сглаз.

Наиболее частым и необходимейшим элементом при всех заговорах и знахарских манипуляциях является вода. Будучи наговорена, она получает чудодейственную силу и способность «снимать» всякую болезнь. Для этого следует дать ее внутрь и сбрызнуть снаружи, то есть «умыть» больного. Лечебное значение такой воды еще более увеличивается, если «спустить» ее с креста или иконы, иначе говоря, облить их этой водой и собрать потом в подставленную чашку. Можно, впрочем, сообщить воде целебную силу и другими способами. Например, опустив в нее кремень черного цвета, иногда самый обыкновенный, а иногда принесенный с Афона или Гроба Господня. Но лучше всего действует та наговорная вода, в которую была окунута «громовая стрела» — сплавленный ударом молнии песок. Но, к сожалению, это очень редкий ритуальный предмет.

Наиболее доступным ритуальным предметом, заменяющим «громовую стрелу», являются лучинки с дерева, в которое ударила молния. Для умывания больного их берется 9 штук. Знахарка зажигает такие «стрелы» и, набравши в рот воды, брызжет через них на больного с такой силой, что лучинки тушатся.

Ввиду редкости таких предметов их чаще всего заменяют простые угольки из печи. Стоит только уголек с наговором опустить в стакан с водой — это уже будет вода с совсем другими свойствами.

— А как лечат от сглаза?

Знахарка застилает стол скатертью, ставит чашу с водою и кладет рядом три уголька. У икон зажигается чисточетверговая свеча (свеча, с которой стоят в церкви в четверг на Страстной неделе, во время чтения 12 Евангелий).

Сделав эти приготовления и прочитав заговор, знахарка берет в руку один уголек, другой обмывает его в воде, потом то же самое делает со вторым и с третьим угольками. Во время этого ритуала читается заговор от сглаза. Затем этой водой поят больного.

Иногда для увеличения силы действия к уголькам присоединяется хлеб, соль и другие предметы. Таким комбинированным способом производится «смывание сглаза».

Другой способ снятия сглаза — это выкатывание свежим куриным яйцом. Для этого знахарь берет в левую руку свежеснесенное куриное яйцо, три раза читает молитву «Отче наш», крестится и начинает катать яйцо по голове «сглаженного», при этом шепчет заговор от сглаза. Прочитав заговор семь раз, яйцо разбивают над трехлитровой банкой, наполненной водой. Если белок растекся ровно в воде, то сглаза нет, если белок повис в виде нитей, которые переплетаются в какое-то видение, то знахарь, рассматривая его сквозь стекло, трактует увиденное: кто сглазил, откуда пришел сглаз (порча) и насколько он силен. Выкатывание делают, как правило, несколько дней подряд, до тех пор, пока белок в воде не будет растекаться ровным слоем.

При «криксе» — беспрерывном крике грудных детей — ворожея берет блюдо с водой, шейный крест, два угля и, держа на руках ребенка, нашептывает на воду молитву, ломая угли и опуская их в чашу с водой. После этого погружает туда крестик и этой водой спрыскивает ребенка. А затем начинает выкатывать «крик» на хлебный мякиш. Для этого ребенка укладывают на животик, берут мякиш черного свежеиспеченного хлеба и начинают интенсивно катать его по спине ребенка. После выкатывания мякиш скармливают собаке. Так делают несколько дней подряд.

Существуют и другие приемы. Один из них употребляется некоторыми знахарками при испуге, он называется «выливание страха».

Для этого знахарка сажает больного на порог и ставит ему на голову чашку с непитой водой, которую больной или его близкий родственник придерживает руками, а сама берет сковороду с растопленным воском, выливает его в чашку и причитывает: «Прошу Матушку-кормилицу, Пречистую, Пресвятую Богородицу, со всеми твоими ангелами и со святыми апостолами и мучениками, помоги и пособи рабу Божию (имя)». Так она сливает воск несколько раз, рассматривая вылившееся изображение, которого испугался больной. Воск, который сливается в воду, затем сжигается в печке, а вода выливается под дерево наотмашь.

Дорогие читатели! Задать свои вопросы В. Огаркову вы можете каждый четверг с 16:00 до 18:00 часов (время - московское) по телефону 8-800-333-21 -10 (звонок по России бесплатный). Ответы на самые популярные вопросы будут публиковаться в газете, а также на личном сайте www.avz.ru/masters/603.

г-та «Столетник» №1, 2016 г.

Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong

Понравилась статья? Расскажите друзьям:

Общайтесь со мной:

Рубрики Традиционная медицина • Метки: , , Наверх

Оставить комментарий