Философия здоровья

Опубликовал admin - Последнее обновление: Вторник, Июнь 30, 2015 - Сохранить & Добавить - Нет комментариев

Философия здоровья

Современная медицина достигла немыслимых прежде высот. Создаются новые сверхмощные лекарства, сложнейшие медицинские приборы. Однако люди как болели, так и болеют. Более того: тяжелые заболевания «помолодели», а вылечить их не удается, несмотря на все усилия. Есть ли какой-то выход из этой ситуации?
отвечает врач и психолог

На вопросы отвечает врач и психолог, кандидат наук в области трансперсональной психологии С.Г. ВЫБОРНОВА.

— Светлана Геннадьевна, как у вас возникла идея о необходимости философии здоровья?

— Когда-то я ушла из профессии и несколько лет не работала практическим врачом, даже не собиралась возвращаться — именно из-за переживаний, что полностью излечивать людей я не могу. Но с тех пор многое изменилось, я опять работаю и могу посмотреть на проблемы болезни-здоровья не «изнутри», с ограниченной точки зрения лечащего врача, а немножко со стороны, с позиции психолога. Наверное, повлиял также интерес к философии, которой я в последние годы увлеклась. И я задумалась вот о чем. Технический прогресс в медицине идет, внедряются новые, уникальные технологии диагностики и лечения. Но при этом уровень самого здоровья у населения почему-то не повышается, а скорее, наоборот, снижается, причем на всей планете.

В чем это выражается?

— Во-первых, нас захлестывают эпидемии, которых раньше не было. Возникают новые штаммы бактерий и вирусов, микробы приспосабливаются к антибиотикам и т.д.

Еще один признак: несмотря на рост средней продолжительности жизни, стали чаще умирать люди более ранних возрастов. Инфаркты и другие серьезные заболевания «молодеют».

Далее, уровень детского здоровья. Сегодня здоровыми признают всего от 6 до 10% новорожденных! Остальные либо больны, либо имеют функциональные нарушения. То же самое можно сказать и про подростков. Во взрослую медицинскую сеть мы передаем подростков, в большинстве своем уже имеющих хронические заболевания. А ведь очень важно, с каким уровнем здоровья человек выходит в период взрослости. В частности, снижается количество юношей, способных служить в армии, а многие девушки и молодые женщины репродуктивного возраста нездоровы и неспособны рожать здоровых детей.

Известно ли, почему это происходит?

— Я бы выделила 3 причины. Первая, на мой взгляд, — это наше определение здоровья. Его нельзя применить практически — вероятно, из-за того, что мы неправильно понимаем здоровье и, соответственно, неправильно его оцениваем. А значит, во многих случаях неправильно диагностируем, лечим и т.д.

Вторая причина — все менее целостный подход к пациенту. Если раньше у нас были хотя бы врачи по системам организма — терапевт, хирург, гастроэнтеролог, гинеколог, то сейчас развелось множество узких специалистов — даже не по системам, а по отдельным органам: проктологи, гепатологи, маммологи и т.д. Возможно, ничего плохого бы в этом не было, если бы эти специалисты взаимодействовали между собой по поводу лечения одного пациента, то есть лечили коллегиально. Но такого я, честно говоря, не встречала. В итоге человек, у которого много проблем, имеет огромный список лекарств, назначенных разными врачами для лечения отдельных органов. И никто не задумывается, как эти лекарства между собой взаимодействуют. Наступают побочные явления, их тоже надо лечить — возникает порочный круг.

А третья причина какая?

— Третья причина состоит в том, что в нашей медицине преобладает «классический научный подход» — отношение врача к пациенту как к объекту исследования, наблюдения. И чем молчаливее и безропотнее этот объект, тем лучше врачам — не надо учитывать его субъективные особенности, его размышления на тему о собственном здоровье, его опыт.

С другой стороны, пациенты часто не готовы вникать по-настоящему в свой организм, в собственные проблемы. Зато они часто, начитавшись околомедицинской литературы, во всем сомневаются, со всем спорят и отнюдь не стремятся к сотрудничеству с врачом, к которому пришли за помощью.

В результате всех этих причин обеспечение здоровья населения у нас совершенно неудовлетворительное, а медицинский подход, на мой взгляд, устарел.

Что и как, по-вашему, можно изменить в этой печальной ситуации?

— В древности в китайской, индийской, древнегреческой, персидской медицине организм человека рассматривался как единое целое, и деление проходило максимум на пять стихий (как в китайской медицине), а то и на три (доши в индийской и тибетской медицине). Это позволяло описывать организм как систему, и врачевателю, который наблюдал больного, было легче справляться с заболеванием, прослеживая взаимосвязи между тремя или пятью компонентами, чем лечить 20 отдельных органов, как пытается делать наша медицина. К тому же древние врачи считали, что все эти три или пять систем должны находиться в равновесии, то есть они лечили даже не отдельную систему, а добивались сохранения или восстановления гармоничного взаимодействия частей целого.

А еще они говорили, что организм человека повторяет устройство Вселенной. Практически это означает необходимость учитывать взаимодействие нашего организма и среды, в которой он находится, то есть целостность более высокого уровня. Именно это делали древние врачи, хотя об устройстве и физиологии организма они знали несравненно меньше, чем сейчас. Поэтому интеграция древнего целостного подхода к человеку с современными знаниями в медицине была бы огромным шагом вперед!

А есть ли сейчас попытки целостного подхода?

— Отдельные всплески. Целостно пытаются рассматривать человека гомеопаты, остеопаты, рефлексотерапевты. Есть попытки подключения к процессу лечения психологов. Но вообще-то современная медицина психику исключает, хотя все знают о психосоматических заболеваниях, они описаны, и психика часто указывается среди причин многих болезней. На практике почти не бывает, чтобы обычный врач работал с пациентом психологически или подключал психолога. Медицина пока не готова сдвинуться в эту сторону.

И все-таки что такое здоровье?

Есть более 200 определений здоровья. Я бы разделила их на несколько групп. В первой группе определений во главу угла ставится здоровье отдельных систем организма, и здоровым человек считается при нормальном функционировании каждой из них. Определения из следующей группы рассматривают человека как существо преимущественно социальное, и здоровье оценивается по его способности жить в социуме.

Есть группа определений, которая гласит, что если человек может полноценно заниматься желаемой деятельностью — он здоров. Еще одна — что здоровым можно считать лишь того, кто гармонично, адекватно взаимодействует с внешней средой.

Во всех этих определениях негласно проскальзывает идея, что есть некая норма, в сравнении с которой и оценивается благополучие (или способность к деятельности). Но нигде не дается критерия, что же такое благополучие. Если у меня ничего не болит, а анализ плохой, это благополучие или нет? Или я занимаюсь любимой деятельностью, но я инвалид, нет руки или ноги, то здоров ли я?

Выходит, что такое благополучие, определить невозможно?

— Мы все очень индивидуальны. Описаны случаи, когда у человека нормальная температура — 37,5°С, и он себя отлично чувствует, у него ничего не находят. Или повышенное СОЭ. Болен ли он? Вот и получается, что имеющиеся определения здоровья существуют для некоего среднего, не давая четких критериев.

В древности говорили, что здоровье — это равновесие стихий. А известный мистик XX века Г. Гурджиев предложил метафорическую модель: тело человека — это телега, психика — лошадь, запряженная в эту телегу, а ум — возница, который управляет лошадью. Обычно все это не слажено: тело хочет своего, лошадь не подчиняется кучеру, и человека раздирают противоречия — его телега либо стоит, либо носится, куда ветер гонит. А иногда кучер направляет лошадь неизвестно куда. Но у человека есть еще и Хозяин, который знает, куда ехать, и видит, как взаимодействуют между собой телега, лошадь и кучер. Тут у меня возникла гипотеза: если здоровье тела — это исправность телеги, благодаря чему она может ехать, здоровая психика — это сила лошади, и кучер-ум тоже здоров, то отсюда как раз и вытекает определение здоровья. Три части здоровья должны не просто функционировать и быть благополучными сами по себе, но находиться в правильной взаимосвязи, чтобы двигаться туда, куда наметил Хозяин. Значит, человек здоров, только если есть Хозяин...

И кто же этот Хозяин?

По Гурджиеву, Хозяин — это высшее Я человека, которое управляет, в том числе, и умом, потому что ум не является Хозяином. По мнению моего наставника, человек здоров, когда он сам, точнее — его высшее Я, или Хозяин, считает себя здоровым. И тогда не так уж важно, хороший ли у него анализ крови. Потому что когда у человека есть это управляющее высшее Я, когда он хочет двигаться в избранном направлении и движется туда как единое целое (психика, тело и ум), он здоров.

Все наши попытки лечить целостного человека по частям — то тело, то психику, или развивать ум тренингами, или заниматься медитациями, чтобы стать спокойнее, — ни к чему не приведут. Чтобы правильно выстроить связь тело-психика-ум, необходимо посмотреть на все эти составляющие сверху и со стороны. Поэтому путь к здоровому обществу и здоровому образу жизни неизбежно лежит через духовное развитие.

Может быть, вы предложите что-нибудь в индивидуальном порядке?

Я всегда призываю: если вы заболели или у вас что-то болит, задумайтесь о причинах. Не спешите сразу пить таблетку. Попробуйте вспомнить, о чем вы думали до того, как заболели. Какая была ситуация? Может быть, вы столкнулись с проблемой, которую не смогли разрешить, или совершили поступок, в правильности которого не были уверены? Если считать здоровье ступенькой в духовном развитии, то болезни — уроки на пути к этому здоровью. Даже ваше предположение о том, что могло быть психической или духовной причиной болезни, нередко помогает выздороветь.

Еще один практический совет: обращайтесь к психологу. Когда заболевает тело, психика тоже затронута. Психолог как минимум поможет выйти из состояния мрачной подавленности во время болезни, когда кажется, что впереди никакого просвета, а лишь бесконечные походы к врачам. На самом деле, если состояние психики улучшится, то и болезнь может отступить.

А обращаясь к врачу, полезно помнить, что организм все-таки ваш — никакой врач не может его знать лучше, чем вы, и нести за него ответственность. Врач — только консультант. И не расстраивайтесь, если он не вылечил вас за один раз. Ведь свою болезнь-то вы приобретали достаточно долго! Лечение — это упорный труд.

Беседовал Александр Герц
г-та «Лечебные письма» №12, 2015 г.

Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong

Понравилась статья? Расскажите друзьям:

Общайтесь со мной:

Рубрики Психология • Метки: , , Наверх

Оставить комментарий