Что наша жизнь? Игра!
Что наша жизнь? Игра!
Мы привыкли считать игры привилегией детей. Понятно, что взрослым не до игр, им и так хватает проблем в жизни. Однако порой нам встречаются люди, которые легко, играючи справляются с любыми проблемами, а неудачи воспринимают как вызов. Что это: врожденный дар или результат тренировки? Можно ли научиться играть? Как это умение скажется на нашей жизни?
На вопросы отвечает врач и психолог, кандидат наук в области трансперсональной психологии С.Г.ВЫБОРНОВА.
— Светлана Геннадьевна, зачем взрослым людям учиться играть? Ведь все необходимые знания они приобретают, обучаясь в семье, школе, институте...
— Действительно, когда человек учится в обычной системе, он накапливает знания. Я встречала немало людей, которые накопили огромное количество знаний, но это не привело их к какому-то качественному изменению ни в «горизонтальном» направлении (к укреплению своего положения в социуме, званиям, степеням, благосостоянию), ни тем более к «вертикальному» — духовному развитию. Само по себе знание, без опыта, здесь оказывается бесполезным, поскольку мы не умеем его применять. В то же время опыт, который человек извлек из какой-то ситуации, — это то, чем он может пользоваться. Опыт помогает нам эффективно действовать в жизни.
В процессе игры человек тоже попадает в ситуации, из которых может извлечь опыт. Именно на этом основана игратехника. Игра — это непродуктивная деятельность, в ней важна нацеленность не на результат, а на процесс. Но в игре, как и в жизни, человек получает определенные переживания. Потом он может отрефлексировать (осознать) эти переживания и извлечь из них ценный для себя опыт, поскольку опыт неотделим от переживаний. К тому же игра может моделировать и такие ситуации, с которыми мы в реальности не сталкиваемся, но опыт, полученный при их переживании, останется с нами!
— Однако многие считают игры детской забавой, не подходящей для серьезного, занятого человека...
— Все люди играют, только не всегда это осознают. Кстати, сами дети обычно воспринимают свои игры не как развлечение, а как жизнь, подобную жизни взрослых.
А тот факт, что в любой игре мы получаем переживания, позволил французскому психологу и антропологу Роже Калуа классифицировать все существующие в мире игры на четыре группы — по характеру вызываемых ими переживаний.
Причем «игра» здесь — это любая форма активности, приносящая удовольствие. Это значит, что большинство человеческих занятий можно с полным основанием отнести к играм.
— Расскажите, пожалуйста, об этой классификации.
— В 1-ю группу Роже Калуа включил игры-соревнования. В нее попадает большинство спортивных состязаний.
2-я группа — это любые занятия, основанные на игре случая, — такие как лото, рулетка или игра в кости, а также гадания.
К 3-й группе относятся «игры-головокружения», нарушающие наше нормальное восприятие: катание на аттракционах, «тарзанка», прыжки с парашютом. Головокружение — наиболее быстрый способ изменить состояние сознания: не случайно маленькие дети обожают крутиться волчком, пока у них не закружится голова. А на Востоке существуют танцующие дервиши, которые, крутясь, достигают экстаза.
Наконец, есть еще 4-я группа, к которой Роже Калуа отнес занятия, создающие новую реальность: театр, танец, искусство в целом. Посредством фантазии, подражания и маскировки они позволяют нам изменить свою индивидуальность. Как раз в подражательные игры чаще всего играют дети, например дочки-матери.
— Но ведь и у взрослых жизнь состоит из подобных ролевых игр?
— На самом деле нет никакой границы между жизнью и игрой. Но здесь важно отношение. Если я вовлечен в игру и не осознаю, что это игра, — тогда для меня это не игра, я как бы «залипаю» в ней. Либо я понимаю, что это игра, что я в нее играю, — и это совершенно другое отношение, правильное, продуктивное. Оно позволяет мне не зависать в какой-то ситуации, а растождествляться с ней, смотреть на нее со стороны. Это дает больше свободы, позволяет увидеть разные варианты разрешения данной ситуации. Человек приобретает важный опыт.
Существуют и люди со специальным образованием — игротехники. Это мастера, способные создать особое игровое пространство, попадая в которое, человек переживает в обостренной форме какие-то актуальные, важные для него на данный момент ситуации и получает возможность решить свою проблему в игровой форме.
— Приведите, пожалуйста, пример.
— На семинаре в Школе Игротехников, где я учусь, выполнялась практика «прогулка за лидером». Один человек идет впереди по улице, делает всякие движения, а все за ним повторяют. Потом лидер меняется... И вот когда я пошла первой, я сразу попала в переживание. Что бы такое придумать, что-бы им было интересно? Ой, а я не знаю, куда пойти... Ой, а это движение, наверное, выглядит глупо... Я плохой лидер, им скучно, потому что я ничего не делаю, а я действительно не знаю, что делать... Пока я шла, мне было жутко некомфортно, и переживания нарастали. Скорее бы уж смениться!
За эти 5 минут напряжение достигло предела, но я наблюдала за собой и очень многое про себя поняла. Наконец со вздохом облегчения я ушла в хвост колонны и стала повторять то, что делал следующий лидер. Мои слабые места, проблемные зоны моей психики стали видны, как на ладони.
— Какую же пользу можно из всего этого извлечь?
— Такого рода игры ценны для человека, который хочет развиваться. Полученные в игре переживания позволяют понять, чего я избегаю (например, быть лидером), или укрепить то, что уже есть.
В обычной жизни мы все подсознательно стремимся к комфорту, никто не хочет влезать в какие-то неприятные переживания, защищается от них. А игра позволяет с ними столкнуться, пережить их, ничем не рискуя, и дальше решать, что я хочу с этим делать. Изменить или оставить как есть? Сходить еще раз на тренинг, обратиться к психологу, загнать все это снова в подсознание? Важно еще, что в игре всегда присутствует творческий аспект.
-А могу ли я применить игровой подход в собствен-ной жизни?
— Относиться ко всему как к игре очень полезно. Особенно в тех негативных ситуациях, когда есть какая-то проблема и я начинаю в ней вариться... Например, неприятность на работе, начальник недоволен, грозится уволить, ставит какой-то ультиматум. Сам я тоже раздражен, зол, обижен, или боюсь, что меня уволят, — все что угодно. Дома тоже все начинает идти из рук вон плохо, потому что я зациклен на рабочих делах — и понеслось. Но что, если сказать себе: «Стоп!» — и попробовать отойти от этой ситуации? Поиграть. Что я теряю, если восприму это как игру? Можно, например, прийти к начальнику и пошутить. Или сделать что-то такое, что его удивит. А если отойти чуть дальше и подумать, что вся жизнь — игра? Ну, уволят меня сейчас с этой работы — и появятся такие возможности, которых я себе сейчас даже вообразить не могу.
Каждый момент жизни может стать приключением, принести интересные переживания и многочисленные возможности. Главное — не привязываться к единственной из них, помнить о том, что у вас полная свобода выбора. Но при этом ваша цель никуда не девается, она остается! Это и есть отношение к жизни как к игре.
— А как вы отно-ситесь к ролевым играм? Например, попробовать вести себя так, будто вы — это не вы, а совсем дру-гой человек, которому все всегда удается?
— Я бывала на слетах ролевиков. Они очень интересно планируют игры, получают переживание, удовольствие. Но удовольствие у них, похоже, превалирует. Получается игра ради игры, ради того, чтобы получить удовольствие. Какого-то развития личности, приобретения опыта, чтобы стать лучше, сильнее, совершеннее в духовном смысле, — этого я у них не увидела. Они действительно перевоплощаются, но в жизни это никак не используют. В игре должна быть цель. Я бы даже сказала — цель, выходящая за пределы жизни данного человека. А удовольствие возникает уже как следствие достижения цели.
— Какой же долж-на быть цель?
— В Школе Игротехников говорят: «Цель — это то, во что ты целишься», что-то очень конкретное. Есть даже специальные тренинги, где учат ставить цель. Она должна обладать вполне определенными качествами: быть конкретной, реальной, с указанием времени, которое вы отводите на ее достижение, и обязательно — критерия того, что цель достигнута. Когда вы конкретно сформулируете вашу цель (например, развить в себе смелость) и определите, по каким признакам вы узнаете, что она достигнута (скажем, конечный образ — ногой открывать дверь к начальству), тогда вам станет ясно, с чего начать. Например, нужно пройти тренинг или смазать дверь начальника, чтобы она легко открывалась ногой. И путь уже начинает выстраиваться. Сложность ведь вся в том, что цель, как правило, возникает в результате работы интеллекта. А большинство людей живут эмоциями. У такого человека всегда сложности с постановкой цели: он смутно хочет чего-то, но достичь «чего-то» очень сложно.
— Обидно бывает, когда видишь человека, который всегда с легкостью добивается своего, а тебе в тех же условиях вечно отказывают...
— Я тоже всего боялась, не умела добиваться, очень переживала, когда мне грубили — даже в транспорте. Но в какой-то момент поняла: начинать что-то менять надо изнутри. Попадая (и в игре, и в жизни) в ситуации, в которых приходилось испытывать разочарование, позор, обиду и другие неприятные переживания, я перестала от них убегать.
И постепенно начала понимать, что, во-первых, я могу с этим справиться, это не настолько фатально, чтобы все время спасаться бегством. А во-вторых, каждое такое переживание дает мне силы.
Я начинаю чувствовать самоуважение — ого, я смогла справиться с этим, я это пережила! Да, я принимаю, что в этой ситуации была слабой. Ну и что? Я начала себя принимать такой, какая я есть.
И вот благодаря тому, что я перестала убегать из обстоятельств, связанных с дискомфортом, заработал удивительный механизм: я стала чувствовать себя увереннее, спокойнее, и меня уже не так легко сбить с ног.
— Что бы вы хотели пожелать нашим читателям на прощание?
— Играйте. Относитесь к жизни как к игре. Пусть во всем, что вы делаете, будет элемент игры. И вы увидите, что мир разнообразен, богат возможностями. Мой опыт говорит, что нет более сильных переживаний, чем игры по открыванию себя. Самая интересная игра — это понять, кто я, зачем я и что делаю на этом свете.
И еще. Зачастую мы действуем не как свободные, мыслящие существа, а как компьютеры, в которые заложены программы поведения в различных ситуациях, направленные только на выживание и комфорт. Их закладывают родители и школа, телевидение и книги, все наше окружение. Следование этим программам, строго говоря, разумной деятельностью не является. Истинно разумная, чисто человеческая деятельность — это творчество, познание, духовное развитие!
Беседовал
Александр Герц
г-та «Лечебные письма» №15, 2013 г.
Общайтесь со мной: