Чего не хватает для счастья?

Опубликовал admin - Последнее обновление: Четверг, Сентябрь 11, 2014 - Сохранить & Добавить - Нет комментариев

Чего не хватает для счастья?

отвечает врач и психолог

Недавно мы беседовали о человеческих потребностях и их огромной роли в нашей жизни. Графическим изображением иерархии потребностей, открытой Маслоу, стала «пирамида потребностей». Ее автор утверждал, что пока базовые потребности человека (еде, питье, сексе, а также в безопасности) не удовлетворены, ему не до высших потребностей. Но зачем тогда они вообще существуют? Рассказывает врач и психолог, кандидат наук в области трансперсональной психологии С.Г. ВЫБОРНОВА.

— Светлана Геннадьевна, в нашей прошлой беседе вы рассказывали о пирамиде потребностей Маслоу. Но почему соотношение различных человеческих потребностей изображается в форме пирамиды, точнее, треугольника?

— Как мы уже говорили, пирамида потребностей — это модель, созданная на основании исследований Абрахама Маслоу в середине 1950-х гг. и названная потом его именем. Пирамиду потребностей принято изображать в виде треугольника, основанию которого соответствуют наиболее массовые и всеобщие потребности — физиологические (потребность в еде, питье, сексе). Следующий уровень — это потребность в безопасности, защищенности. Эти низшие уровни пирамиды называются базовыми, потому что если соответствующие потребности у человека не удовлетворены, то высшие потребности могут у него вообще не возникнуть. С каждым более высоким уровнем потребностей доля людей, стремящихся эти потребности удовлетворить, становится все меньше — треугольник кверху сужается.

Хочу подчеркнуть, что свои исследования Маслоу проводил не на людях с психопатологиями и психическими отклонениями, а на людях здоровых и успешных, которые считали, что они счастливы и многого добились в жизни.

Напомните, пожалуйста, какие потребности, по мнению Маслоу, относятся к высшим?

— Потребностей у людей очень много, поэтому Маслоу объединил множество частных потребностей в группы. Выше базовых (физиологических и потребности в безопасности) в пирамиде Маслоу помещаются социальные потребности, к которым относятся потребность в любви, принадлежности к тому или иному общественному слою, движению, группе. Далее идут этические потребности: человеку нужны уважение, признание, определенный статус. А самая верхушка пирамиды, ее высший уровень, согласно Маслоу, соответствует потребности в самоактуализации. Те немногие люди, которые достигли этого уровня, стремятся к творчеству, саморазвитию, максимальному раскрытию своей личности и способностей. Обычно это великие ученые, художники, выдающиеся государственные и общественные деятели.

Вы говорили, что распознание своих высших потребностей требует от человека очень большой психологической работы. Что же мешает нам просто почувствовать эти потребности?

— Мешают, как писал сам Маслоу, прежде всего неудовлетворенные базовые потребности. Причем если с физиологическими потребностями все более или менее ясно, то недостаток безопасности, защищенности далеко не всегда столь же очевиден, даже если человек его смутно ощущает. Я уже приводила в пример различные страхи, например, утренние депрессии, или боязнь неопределенности, связанную с неуверенностью в своих силах, низкой самооценкой, неверием в свою способность на что-то повлиять, или страх перед неизвестным. В каждом случае есть свои способы победить этот страх. Например, существует психологический метод так называемой парадоксальной интенции. Он говорит: идите на страх, вместо того чтобы убегать от него.

Что значит «идти на страх»?

— Несколько лет назад в Интернете появился замечательный видеоролик под названием «Женские страхи». Длится он чуть больше минуты, но это потрясающая метафорическая иллюстрация женских страхов — да и вообще страхов, которые мешают нам жить. В видеоролике под звуки прекрасной музыки Вивальди показаны несколько вариантов женских страхов. Вот балерина должна выйти на сцену, но пугается сидящей в зале публики и медленно отступает. Маленькая девочка играет на пляже у моря, у самой кромки прибоя, но испуганно ойкает и отбегает, когда накатывает волна. Натурщица в наброшенном белом халатике входит в аудиторию, где ее должны писать художники, видит несколько молодых людей за мольбертами и, стесняясь, отступает назад. Молодая сотрудница с папкой под мышкой не решается войти в кабинет начальника, поскольку он там не один. Девушка заходит на дискотеку и видит своего красавца-парня рядом с другой. Она морщится и тоже начинает отступать назад.

Выходит, если человек отступает назад, то это всегда страх, чем бы мы ни оправдывали такое свое поведение?

— Несомненно. И дальше в ролике такой эпизод: девушка выходит на поляну в лесу, а навстречу ей свирепо скалится черный волк. Она сначала отступает, но потом сжимает кулаки и тоже рычит на волка. Видно, что она решилась пойти на страх. И тут же ситуации меняются. Балерина летит в прыжке над сценой. Девочка вбегает в волну и начинает весело бегать по прибою. Натурщица сбрасывает халат и входит в аудиторию художников. Сотрудница смело открывает дверь в кабинет к начальнику. А та, которая заходила на дискотеку, подходит к своему парню, и он радостно встает ей навстречу — другая девушка, с которой он просто разговаривал, уже ушла. Заключительные кадры: девушка рычит и бежит на волка, а он бежит на нее. И когда они встречаются, он превращается в дым, исчезает, рассеивается. Волк — это наш внутренний страх. Когда идешь на него, он прекращается. Тогда и свои потребности осознать становится гораздо легче. Мы сами выдумали многие опасности, очень часто храним в себе страхи, транслируемые родителями, школой, окружающими людьми, телевидением и т.д. Когда эти страхи исчезают, удовлетворить потребность в безопасности становится гораздо легче. Вернее, она вообще перестает существовать как потребность.

Правда ли, что высшие потребности у человека могут проявляться, только когда удовлетворены базовые?

Нет, конечно. Речь идет лишь о тенденции. Иначе во время блокады Ленинграда голодные люди не ходили бы на выступления артистов и на концерты симфонической музыки. Более того, у Маслоу есть понятие «реверсии потребностей». Это значит, что у некоторых людей, например, потребность в самоутверждении оказывается более насущной, чем потребность в любви. Но наиболее важны для общества такие случаи реверсии, когда люди ради высших идеалов и ценностей готовы терпеть лишения и муки, даже идти на смерть.

Однако ни одну потребность нельзя удовлетворить раз и навсегда. Как же Маслоу объясняет, что у людей все-таки возникают потребности более высоких уровней?

На самом деле про любого человека можно сказать, что все его потребности удовлетворены лишь частично. Маслоу ввел понятие о степени удовлетворения потребности, посчитать которую, конечно, невозможно, но условно оценить ее для себя человек может сам или с помощью психолога. И действительно, самой высокой обычно оказывается степень удовлетворения базовых потребностей, а меньше всего бывает удовлетворена потребность в самоактуализации.

В пирамиде Маслоу отсутствуют некоторые высшие потребности, выходящие за рамки человека и человеческой жизни. Например, потребность в религиозной вере, в Абсолюте, потребность в бессмертии, в вечности...

Действительно, у Маслоу таких потребностей нет, он нигде о них не говорит. Однако у многих людей, хотя далеко не у всех, они существуют. В чем, на ваш взгляд, они проявляются?

Наша жизнь коротка и ограничена, но многие живут так, будто они бессмертны, или стремятся к максимальному продлению жизни — значит, испытывают, пусть неосознанно, потребность в бессмертии. Удовлетворить ее позволяет религиозная вера. Ну, а что делать неверующим?

Мне кажется, что этот вопрос относится к самой высшей потребности по Маслоу — самоактуализации. Если у меня все более низшие потребности уже удовлетворены, и я осознаю свою потребность в бессмертии, то почему бы мне не поставить это как задачу, как цель и начать ее решать? Для себя, а может быть, и для всего человечества...

Но тогда придется принять другое представление об устройстве мира, жизни, которое включает в себя бессмертие как составную часть!

Я могу создать некую концепцию и в ней искать решения. Например, Леонард Орр, создатель техники ребефинга (ему сейчас за 80), решает задачу физического бессмертия. Он собирается жить вечно. У него есть теория о том, что если человек живет в гармонии с базовыми стихиями, то продлевает себе жизнь. Так вот, Орр спит у открытого огня, контактирует с воздухом, водой, землей. У него выстроена целая система, и ребефинг как дыхательная техника — всего лишь один из ее элементов, помогающий реализовать его идею физического бессмертия. У Леонарда Орра есть даже книга «Бросьте привычку умирать».

Нефизическое бессмертие мне представляется более привлекательным, чем физическое бессмертие в старом теле...

А с чего вы взяли, что нефизического бессмертия нет? Да, Маслоу его не учитывал, потому что рассматривал все-таки конкретных людей и их жизнь в этом мире. Однако Маслоу является одним из основателей следующей волны в психологии — трансперсональной, которая как раз и изучает опыт выхода за пределы персоны, личности человека. Изучает все эти выходы из тела, жизнь после смерти, опыт переживших клиническую смерть. Возможно, они не занимаются конкретно бессмертием, но этот опыт есть, он интересен и носит исследовательский характер: куда же все-таки девается сознание? Что происходит после физической смерти? Опыт трансперсональной психологии показывает, что человек, скорее всего, не умирает, а происходят какие-то иные процессы, о которых мы сегодня мало знаем. Свидетельства многих религий и трансперсональной психологии дают основания считать, что жизнь со смертью не кончается.

Почему у большинства людей нет потребности в здоровье? Ведь они ничего не делают, чтобы быть здоровыми! Как сделать, чтобы такая потребность возникла?

— Мне кажется, что возникновение такой потребности — тоже особая болезнь. Когда человек удовлетворяет свои потребности — он здоров, болезнь не возникает. Если же он озабочен своим здоровьем, то, скорее всего, у него не удовлетворена потребность в безопасности. Он чего-то боится — например, умереть.

Если я переживаю себя нездоровым, это может быть признаком, что у меня не удовлетворены какие-то потребности. Правильно ли я питаюсь? Веду ли нормальную сексуальную жизнь? Может быть, это мои страхи проявляются уже на физическом уровне? В таких случаях, занимаясь лечением, я убираю не причину болезни, а только симптомы, и все равно болею, потому что причина — неудовлетворенная потребность — так и не устранена.

Когда потребность в безопасности и другие потребности удовлетворены, у человека эти идеи о здоровье уже не возникают — он здоров, потому что ведет нормальную гармоничную жизнь.

Беседовал Александр Герц
г-та «Лечебные письма» №17, 2014 г.

Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong

Понравилась статья? Расскажите друзьям:

Общайтесь со мной:

Рубрики Психология • Метки: , Наверх

Оставить комментарий